|
Публикации партнеров
|
|
|
|
|
ООО «Яхтинг»
|
|
Общество с ограниченной ответственностью «Яхтинг» одна из компаний... |
|
|
|
|
|
Аксамит |
Устаревшее название драгоценных тканей ручной выработки. В словарных изданиях, причем в столь авторитетных, как «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля (М., 1978. Т. 1. С. 8) и «Этимологический словарь русского языка» М.Фасмера (М., 1987. Т. 1. С. 66), можно встретить более узкое толкование термина «аксамит» как синонима слову бархат. Действительно, в описях наследственного имущества или приданого в XVIII веке, например, под аксамитом понимали ткани в технике петельчатого бархата. До нашего времени дошло в хорошей сохранности много старинных тканей и костюмов из них. Одной из лучших коллекций мирового значения является собрание костюмов и тканей XVI–XVIII вв. из Государственной Оружейной палаты Московского Кремля. В 1884–1893 гг. была издана «Опись Московской Оружейной палаты» (ч. I–VII), которая включала сведения из архивных документов XVI–XVII вв., донесших до нас записи, сделанные приказными дьяками при поступлении в царскую казну тканей из Ирана и Турции, Франции и Италии. Из этих записей явствует, что ворс бархатов-аксамитов сделан из пряденого (т.е. уплощенного) серебра и золота. Был и термин «аксамиченый» – под ним подразумевали ткани в парчовой технике. Вероятнее всего, различие между аксамитом и алтабасом заключается в том, что последний изготавливался с применением волоченой (т.е. круглой в срезе, проволокоподобной) металлической нити (такое определение использовано в работах сотрудников Государственных музеев Московского Кремля). Эту тяжелую, негнущуюся ткань употребляли только для нужд царского двора и высшего духовенства. Выражение «на вес золота», применительно к старинным аксамитам и алтабасам можно понимать буквально, так дорог был материал, из которого их ткали, – шелк и драгоценные металлы. Аксамит известен на Руси не позднее XII века. Упоминание о нем есть еще в «Слове о полку Игореве» в написании «оксамит». До начала XVIII века все драгоценные ткани ввозились в Россию в качестве посольских даров, закупок для нужд царского двора и духовенства сначала из Византии, затем из Ирана и Турции, позднее – из Италии и Франции.
Источник информации: Кирсанова Р.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм - вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989. С. 19-20.
|
|
|
|
Публикации |
|
|