Из класса геотекстильных и геосинтетических материалов (ГМ) наибольшее распространение получили нетканые материалы, особенно в конструкциях автомобильных дорог, искусственных сооружений, в железнодорожном, трубопроводном, гидротехническом, промышленном и гражданском строительстве.
Эффективность применения геосинтетики в конструкциях дорог, магистральных трубопроводов и искусственных сооружений очевидна, подтверждена отечественной и мировой практикой. Актуальность применения этих материалов особенно возросла в связи с удорожанием стоимости традиционно используемых песка, щебня, гравия и транспортных расходов.
По прогнозам Академии конъюнктуры промышленных рынков (АКПР), потен–циальная емкость российского рынка нетканых геосинтетических материалов (НГСМ) оценивается на уровне 1,0 –1,5 млрд.м2, что в 6 раз превышает существующий уровень потребления, и за период с 2006 по 2010 год спрос на них возрастет на 76% (125 млн.м2) и составит 290 млн.м2. Наибольший рост в этот период наблюдается в следующих областях применения:
– в строительстве и ремонте дорог – с 90 до 154 млн.м2 (на 71%);
– в строительстве и ремонте ж/д – с 25 до 52 млн.м2 (на 108%);
– в ландшафтных работах –с 13 до 25 млн.м2 (на 92%);
– в гидротехнических работах – с 2 до 6 млн.м2 (в 3 раза).
Наибольшая часть потребляемых нетканых геосинтетических материалов - почти 53 % - по–прежнему будет направляться на строительство и ремонт автодорог. Масштабыпотребления обусловлены их явными преимуществами - универсальностью, экономичностью, экологичностью и долговечностью, а также широчайшей областью применения - строительство авто- и железных дорог, аэродромов, гидротехнических объектов, а также различных зданий, балластировка трубопроводов, армирование насыпей, защита склонов от эрозии и многое другое.
За последние годы в отечественной практике применения НГМ произошли существенные изменения - расширились ассортимент и номенклатура, появились новые способы и технологии производства. Это стало возможным благодаря вводу новых предприятий и производственных мощностей на действующих предприятиях. Отечественные производители НГМ, модернизируя производство и расширяя ассортимент продукции, оказались вполне конкурентоспособными в сравнении с ведущими зарубежными фирмами, и сейчас имеются все предпосылки замены импортных НГМ отечественными аналогами.
НГМ вырабатываются из штапельных синтетических волокон и расплава полимера фильерным способом из непрерывных нитей - иглопробивной из штапельных волокон, термоскрепленный из штапельных волокон, иглопробивной фильерный из расплава полимера (иглопробивной спанбонд), термоскрепленный фильерный из расплава полимера (термоскрепленный спанбонд). Термоскрепленный отечественный спанбонд вполне может заменить импортный аналог «тайпар», широко используемый в дорожном строительстве.
Оптимистический прогноз производства и потребления НГМ в России имеет достаточные основания. В России очень большая протяженность автомобильных федеральных, региональных и муниципальных дорог, нуждающихся в дальнейшем строительстве и ремонте; разнообразие климатических и почвенно–минералогических условий, требующих НГМ с различными свойствами и характеристиками; все возрастающие темпы гидротехнического и трубопроводного строительства.
Многообразие технологий производства, а также используемого сырья - волокон, волокнообразующих полимеров, нитей в сочетании с другими полимерными материалами - пленкой, геосеткой, георешеткой, глиной (бетонит) позволяет производить НГМ практически с любыми требуемыми потребителем характеристиками и показателями.
Однако в практике проектирования, строительства и применения НГМ не в полной мере реализуются и используются возможности отечественных производителей. Такое положение, на наш взгляд, объясняется как объективными, так и субъективными обстоятельствами.
К объективным обстоятельствам, сдерживающим широкое применение НГМ оте–чественных производителей, следует отнести:
– совершенствование нормативно–технической базы с учетом условийэксплуатации и проектирования объектов строительства, а также разработка рекомендаций и четкой нормативной базы по применению ГМ для проектировщиков;
– слабая информированность проектировщиков и строителей на региональном уровне о преимуществах, свойствах и областях применения ГМ;
– вопросы гарантийного обслуживания и страхования построенных объектов строительства;
– разработка классификации, терминологии, технических требований и методов испы–таний, гармонизированных с международными и европейскими стандартами, не только применительно к дорожной отрасли, но и для всех областей применения.
В погоне за удешевлением проектной стоимости вновь строящихся дорог подчас игнорируется применение ГСМ, хотя это и могло бы дать большой эффект для улучшения качества, уменьшения трещинообразования и увеличения срока службы и эксплуатации дорожного покрытия. В результате многократного замораживания и оттаивания от резких температурных колебаний на дорожном покрытии образуются мельчайшие трещины, которые приводят впоследствии к быстрому разрушению, если не применять ГСМ.
В перспективе в ближайшие пять лет прогнозируется ежегодный рост спроса на НГМ не менее 10%. При этом опережающими темпами будет развиваться производство иглопробивных ГСМ из штапельного волокна 148 млн.м2 (2010 год), из непрерывных нитей фильерным способом – 90 млн.м2. Полимерные георешетки, геосетки, геокомпозиты, бентониты имеют перспективы роста в армогрунтовом строительстве в качестве армирующих элементов, а также защитных и гидроизоляционных материалов.
Сравнение отечественных НГМ с зарубежными по всему комплексу показателей свидетельствует, что они вполне вписываются в диапазон лучших зарубежных аналогов типа «полифельт» и «тайпар».
Отечественные производители не уступают зарубежным и по составу сырья, ширине, толщине и длине полотна в рулоне. В то же время цена 1 м2 зарубежных НГМ выше отечественных при одинаковом уровне качества за счет таможенных сборов и транспортных расходов. Поэтому в условиях кризиса и необходимости экономии материалов при проектировании и строительстве различных объектов следует продвигать на российский рынок в первую очередь продукцию отечественных производителей.
Проблемы широкого применения ГСМ в дорожном строительстве могут быть решены только на основе общей заинтересованности и тесного взаимодействия проектировщиков и потребителей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В условиях кризиса и высокой стоимости ГСМ зарубежных производителей следует ориентироваться на применение ГСМ отечественных предприятий, оснащенных самым современным оборудованием и сырьем с широким диапазоном эксплуатационных свойств и типов.
|