|
О погоде и о моде теперь заговорили всерьез. Погодные условия на рынке модной одежды комфортными не назовешь. Потребителей радуют массовые распродажи и фантастические скидки. Эксперты видят в этом нехороший знак: просторы российского рынка покидают дизайнерские бренды. Московские luxury лишились французской марки "Кокэ", исчезли бутики Stella McCartney и Alexander McQueen, магазины "Дизель" готовятся к закрытию. Представители этих компаний в России в условиях кризиса отказались от франшизы.
Однако главный менеджер российской ассоциации франчайзинга Валерий Перков массового закрытия франчайзинговых бутиков не предрекает: "Те, которые работали и продолжают работать за собственный счет, у них эти проблемы значительно ниже. Там, где кредиты, - там проблемы. Там, где собственные средства, там проблем нет".
Исчезновение монобрендовых бутиков не означает, что и сама торговая марка канет в Лету. Модные штучки от Стеллы МакКартни или "Кокэ" можно будет найти на стендах крупных мультибрендовых сетевиков, хотя и в усеченном варианте, говорит ведущий научный сотрудник Института исследований товародвижения и конъюнктуры оптовых рынков Марина Кузьмичева: "Они не полностью ведь закрываются, часть продукции остается. Из этой торговой марки просто отбирается та продукция, которая не носит эксклюзивного характера, и просто передается в бутики со средним ценовым сегментом. Полностью убрать торговую марку, которая пользуется спросом, было бы даже неграмотно".
Уберечься от кризиса нельзя, можно попытаться повысить сопротивляемость. В качестве иммунностимулятора, который помог бы избежать серьезных осложнений, гендиректор "Фэшн Консалтинг групп" Анна Лебсак-Клейманс видит глобальное перераспределение сил на рынке модной одежды: "Это является тенденцией, и будут другие бренды, которые будут уходить. Будут сети сокращать. Но возможно адаптироваться к изменению спроса - поменять ассортимент, например, с точки зрения цен. Естественно, это будет обращение к более практичной моде и постоянный поиск путей, чтобы за счет повышения коэффициента полезного действия сокращать издержки, но при этом стараться не ухудшить качество сервиса, качество предложения".
Один из пунктов оптимизации - сокращение издержек, и прежде всего на аренду. Тем, кто привык одеваться в центре города, теперь предстоит освоить маршруты шопинга в район МКАДа. Но и там не все спокойно - крупные торговые комплексы констатируют отказ магазинов от продления договоров аренды. Число потенциальных арендаторов сократилось до 30 процентов, констатирует главный редактор журнала "Дайджест недвижимости" Валерия Мозганова: "Действительно, сокращается и число представленных компаний, и площади, которые они занимают. Это факт неоспоримый. Кто-то просто закрывает сети, кто-то минимизирует расходы. На сокращение арендных ставок владельцы крупных торговых центров идут не так чтобы слишком охотно, и дисконт составляет 10-15%, но не более того".
Торговые комплексы с большой пропускной способностью пока без проблем находят замену ушедшим арендаторам. Представитель "Меги", директор по связям с общественностью "Икея в России" Оксана Белачук сообщила: торговый центр не намерен снижать арендные ставки. "По нашему опыту, в действительности это способ скорее временно отодвинуть решение реально существующих проблем, - говорит она. - Мы очень хорошо понимаем, видя и имея определенную статистику, что арендная плата - это всего лишь один из множества вопросов, которые арендатору необходимо решить, чтобы бизнес был успешным. Поэтому до сих пор мы не снижали арендных ставок, но всегда, тем не менее, находили совместные пути к общему успеху".
Небольшие центры торговли настроены менее решительно. Многие вынуждены менять функциональное назначение площадей - вместо бутиков на верхних этажах комплексов появятся кинотеатры, кафе и выставочные залы. Эксперты пророчат: еще пара месяцев, и мегамоллам придется самим искать арендаторов.
|
|