Современные цифровые технологии преобразили облик мировой текстильной индустрии. Азия внедрила самые передовые классические технологии отделки и стала мировым центром производства тканей массового спроса. Европа же целиком перешла на цифровую печать и стала мировым производителем самых модных эксклюзивных тканей.
Отечественные производители текстиля по-прежнему ориентируются на ткани массового спроса и печатают их на классических ротационных машинах. И у них по-прежнему цикл подготовки новых дизайнов недопустимо растянут, а издержки при печати образцов и коротких серий непозволительно велики. Технология явно требует модернизации!
А любая модернизация производства должна приносить прибыль благодаря росту спроса и снижению издержек. Сочетание цифровых технологий натурного моделирования и классических технологий массовой печати по текстилю позволяет быстро достичь многих целей.
Например, повысить спрос благодаря повышению качества продукции, а для партнеров — привлекательность своего производства благодаря максимальной гибкости и возможности удовлетворить любые их потребности! Можно также уменьшить сроки и снизить затраты на разработку новых дизайнов — отработать дизайны на натурных образцах, изготовить эталонные образцы для оптовых ярмарок и пилотные изделия для заказчиков; загрузить основное производство изготовлением только востребованной продукции, организовав работу по принципу «Утвержденный образец, затем производство», а также создать дополнительное мелкосерийное производство — оперативную печать ткани на заказ без ограничений по колористике и минимальному объему.
Особенности цифровой струйной печати
В цифровой струйной печати используются красители тех же самых типов, что и в классической трафаретной печати: активные — для хлопка, льна, вискозы и шелка; кислотные — для шелка, шерсти и капрона; пигментные — для всех типов смесовых тканей и дисперсные — для полиэфира. Из перечисленных типов красителей только дисперсные не могут применяться для печати по натуральным тканям. Однако их можно использовать для смесовых тканей с преимущественным содержанием полиэфирных волокон в области печати, например, на лицевой стороне ткани.
В отличие от красителей для классической трафаретной печати красители для цифровой печати выпускаются не в виде паст, а в жидких формах — готовых чернилах для цифровых струйных печатных машин. Специфика их применения заключается в том, что ткань для последующей цифровой печати должна быть определенным образом подготовлена.
Печать активными и кислотными чернилами Direct-Print-Reactiv.tif или Direct-Print-Reactiv.eps
Механизм фиксации активных и кислотных красителей из чернил и паст одинаков. Однако, поскольку чернила содержат лишь сами красители, то все остальные текстильные вспомогательные вещества (ТВВ-загуститель, мочевина и щелочной агент) должны быть нанесены на ткань до цифровой печати. Более того, ткань должна быть высушена и смотана в роль. Нанесение ТВВ обычно производится плюсовкой или трафаретным барабаном с крупными межами. По этой причине процесс подготовки ткани для цифровой печати не требует дополнительного оборудования, поскольку отлично вписывается в стандартный технологический процесс.
Цифровые струйные печатные машины производят печать по сухой ткани. Хорошее впитывание подготовленной тканью жидких чернил и умеренная тепловая подсушка отпечатков обеспечивают отсутствие отмарки. В цифровую струйную печатную машину заправлены чернила сразу всех базовых цветов, обычно от шести до восьми. Краски при печати смешиваются непосредственно на поверхности ткани, создавая на каждом участке изображения нужный оттенок. Управляет процессом печати RIP-станция — компьютер со специальной программой печати, так называемым растровым процессором (RIP – Raster Image Processor).
Отпечатанная цифровым способом ткань может фиксироваться в зрельнике основного производства. Процесс фиксации активных и кислотных красителей на белковых волокнах ткани после цифровой печати почти аналогичен процессу их фиксации после классической трафаретной. Отличие заключается в том, что фиксация красителя происходит в более полной степени, потому что жидкие красители наносятся более экономно и более полно впитываются волокнами. Для промывки готовой ткани также может использоваться оборудование основного производства. Для организации замкнутого цифрового печатного производства можно использовать специальное компактное оборудование для пропитки, фиксации и промывки готовой ткани.
Печать пигментными чернилами Direct-Print-Pigment.tif или Direct-Print-Pigment.eps
Пигментные чернила для печати по ткани кроме воды и красителя содержат в себе биндер, поэтому предварительное нанесение каких-либо ТВВ на ткань не требуется. Однако чтобы красители лучше фиксировались на волокнах, перед печатью аппретирование ткани должно быть исключено.
Цифровая печать пигментами производится по сухой ткани. Число базовых цветов обычно восемь. Краски при печати смешиваются непосредственно на поверхности ткани, создавая на каждом участке изображения нужный оттенок. Управляет процессом печати RIP–станция.
Фиксация красителей после печати происходит благодаря полимеризации биндера в туннельной печи, ширильно–сушильной машине или каландровом термопрессе при температуре 150-170 градусов в течение 3‑5 минут.
Достоинствами этого процесса являются простота и возможность печати на смесовых тканях самого разного сырьевого состава. Но есть и недостатки. Прочность при сухом трении и мокрых обработках обычно ниже, чем при использовании активных и кислотных красителей. Да и по яркости окраски пигменты им уступают.
Печать дисперсными чернилами Direct-Print-Disperse.tif или Direct-Print-Disperse.eps
Обычно для качественной цифровой печати дисперсными чернилами на водной основе требуется предварительно нанести на ткань загуститель (синтетический крахмал). Без этого чернила растекаются по гладким полиэфирным волокнам, границы плашек становятся неровными, переходы цветов смазываются.
После печати рисунок необходимо зафиксировать в туннельной печи, ширильно–сушильной машине при температуре 150-160 градусов в течение 3‑5 минут или каландровом термопрессе при температуре 180-200 градусов в течение 30‑45 секунд. При этом дисперсные красители проникают внутрь полиэфирных волокон, образуя так называемый твердый раствор. На поверхности ткани после фиксации остается лишь предварительно нанесенный загуститель, и поскольку его количество на ткани составляет всего 1-2 грамма на квадратный метр, то финишная промывка ткани требуется не всегда.
Достоинствами технологии является простота, высокая яркость и стойкость отпечатков, а недостатком — невозможность ее использования для нанесения рисунка на натуральные ткани.
Максимально близко к идее дизайнера и колориста
Современные системы цифровой печати по ткани не просто наносят готовые изображения. Они позволяют с высокой точностью воспроизвести образцы будущей ткани даже без изготовления шаблонов для классической плоской или ротационной печати.
В качестве исходной информации для образцов используется комплект электронных файлов раппортных сепараций, включающих не только плоские цвета и крап, но даже растры. Кроме этого учитывается информация о выбранных колористом цветах для каждой из сепараций, коэффициентах абсорбции для каждого из цветов и последовательности их наложения. Компоновка дизайна системой цифровой печати производится автоматически с учетом схемы раппорта. Правильное формирование истинных цветов обеспечивает модуль комбинации цветов.
Полученные в результате отпечатки максимально близко воспроизводят на натурных образцах разработанный дизайнером рисунок и подготовленные колористом цветовые схемы. При необходимости их можно изменить и вновь распечатать образцы. И только после окончательного утверждения образцов могут быть изготовлены шаблоны и начато массовое производство.
Цифровая печать по текстилю основана на тех же физико-химических принципах, что и классическая. Поэтому и безопасность текстильных изделий, отпечатанных «цифрой», ничуть не ниже, чем в классическом производстве. При сравнении экологичности процессов цифровой и классической печати пальму первенства получает первая. Дело в том, что количество ТВВ и красителей, наносимых на ткань при цифровой печати, гораздо меньше, чем в классическом производстве при печати активными и кислотными красителями. По этой причине потребление воды и энергии, а также количество отходов существенно ниже, причем при цифровой печати пигментами отходы вообще не образуются.
Круг заказчиков и потребителей текстильных изделий с цифровой печатью весьма обширен. Наиболее крупные из них это РЖД (шторы, скатерти и белье для фирменныхпоездов, а также элементы форменной одежды); гостиницы и рестораны (фирменные шторы, скатерти и белье), сетевые магазины (форменная одежда персонала), спортивные клубы (спортивная форма и аксессуары для болельщиков), дома моды (широкий ассортимент тканей на заказ при сверхкоротких сериях),театры, киностудии и устроители шоу (декорации, костюмы, промоодежда).
Установив оборудование для цифровой печати по текстилю, во многих случаях можно диверсифицировать производство путем освоения близких технологий. Так, устройства цифровой струйной печати на активных и кислотных чернилах можно использовать для печати по художественным холстам. Эта технология позволит предложить заказчикам высококачественные репродукции произведений изобразительного искусства и художественные фотографии для оформления интерьеров.
Совмещение на одном производстве технологий печати несколькими типами чернил позволяет выпускать широчайший ассортимент продукции — от тончайших шелковых платков и имитации меха на сукне до обоев из нетканого полиэфирного полотна и одноразовых медицинских фартуков и повязок с фирменной символикой.
|