|
Девальвация рубля поставила под угрозу бизнес европейских поставщиков и производителей, а также российских компаний, размещающих заказы на пошив одежды за рубежом.
Расчеты во всех этих случаях происходят в валюте, из-за чего продавцам пришлось переписать ценники в магазинах, естественно, в сторону увеличения. "Недели две назад мы замеряли цены на рынке. У одних цены возросли на 20%, а в некоторых сетях подскочили на 45-55%", - рассказывает бренд-менеджер United Colors of Benetton в России и странах СНГ Кирилл Исакин.
Генеральный директор АПРИМ Мария Сморчкова считает, что одним из результатов девальвации может стать перенесение производств в Россию. В то же время независимый консультант fashion-рынка Андрей Аболенкин не видит серьезных перспектив для развития массового текстильного производства в России: "Логичнее размещать производства в странах третьего мира, в России упор можно сделать на дизайнерскую одежду - малый и средний бизнес".
Одновременно с ростом цен заморозилась покупательская активность. По мнению Марии Сморчковой, сейчас никто не сможет спрогнозировать, насколько люди будут готовы тратить на одежду. Однако научный руководитель лаборатории "Управление рынком" Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ГУ-ВШЭ Татьяна Комиссарова, прогнозируя поведение потребителей в Петербурге, говорит, что 64% местных потребителей будут покупать одежду реже, а 15% будут делать это за границей. По данным Melon Fashion Group, на данный момент покупательская уверенность снизилась на 24%. И те потребители, кто до кризиса мог позволить себе некоторые вещи сегмента luxury, теперь сфокусируются на среднем, а приверженцы среднего сегмента будут переходить на массмаркет. В итоге люди, которые раньше выбирали одежду за 5-6 тыс. рублей, будут тратить 2-3 тыс. за вещь.
Однако те, кто предпочитал только luxury (на этот сегмент приходится 5-10% рынка), вряд ли перейдут на уровень ниже. Наталья Борисова, директор по маркетингу сети "Вещь!" (работает в демократичном сегменте), прогнозирует снижение частоты покупки верхней одежды и изменение структуры покупок одежды так называемого "второго слоя": люди будут чаще покупать, например, свитера, а не брюки, так как брюки дороже.
Факты Объем российского рынка одежды Объем рынка одежды в России, по оценке Fashion Consulting Group, составляет $50,7 млрд. При этом темпы роста рынка в 2008 году существенно снизились. Если в 2005 году одежды было продано на 24,6% больше, чем годом ранее, то в 2008 году - лишь на 10,3%.
Цифры Одежду будут покупать реже. 64% петербургских потребителей будут покупать одежду реже, по подсчетам лаборатории "Управление рынком" Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ГУ-ВШЭ.
Милкина Марина
|
|