Качество и экономичность находятся в тесной взаимосвязи. На качество влияют такие факторы, как машины, методы, материал и человек. Всестороннее управление качеством начинается с разработки установок для мокрой предварительной отделки и завершается предоставлением сервисных услуг.
ЮРГЕН ШТРЁЛЕ Benninger AG, 9240 Уцвиль, Швейцария
Исследования PIMS показывают, что качество, товарность и окупаемость (рентабельность совокупного капитала) находятся в сильной положительной корреляции. Качество реализуется в лучших рыночных ценах, способствует ситуации с оборотом и доходу. Качество может компенсировать более низкую товарность, но в общем приводит к росту доли на рынке. Возросшая доля на рынке сокращает издержки. Далее качество и возросшая доля на рынке в среднем влияют положительно на прибыль.
КАЧЕСТВО И ЗАТРАТЫ НА НЕГО
Известным образом надежность процесса и его воспроизводимость способствуют повышению качества. Но качество – это такое свойство продукта, которое всегда требуют заказчики и не могут скопировать конкуренты. За затраты на качество ответственен лишь производитель. Ни конкурент, ни заказчик, ни высокая стоимость персонала здесь не причем. Если затраты на качество можно сократить, то эта экономия может быть записана как прибыль в колонке доходов. Качество – гарант экономического успеха предприятия.
ИЗМЕНЕНИЕ ПОНЯТИЯ КАЧЕСТВА
В 50-е и 60-е годы качество отождествлялось с техническим перфекционизмом. Продукты были безупречны и отличались высоким техническим уровнем. В 70-е марка «Made in Japan» стала новой волной в понятии качества в области HI-FI, фото- и автомобильной индустрии. Более дешевые товары массового производства, которые можно было легко заменять, отвечали более высокому качеству жизни и были предпочтительнее тех, что имели долгий срок службы. В 80-е закончилась эйфория в отношении продуктов массового производства, и требования к качеству были ясно определены. Результатом этого стали продукты достаточно высокого качества за приемлемую цену. Сейчас качество определено точно. Цель – оправдать ожидания заказчика.
По мнению известного японского эксперта в области качества K. Ишикавы, на снижение качества влияют четыре основных фактора (четыре М): машины/средства производства, методы, человек (man), материал. Влияние машин или средств производства на качество может сказываться, если их техническое обслуживание находится на недостаточном уровне. В текстильном производстве потеря качества возникает, например, если оборудованием не достигается требуемый эффект промывки, степень белизны или капиллярность обрабатываемого артикула. Это – ошибки в спецификации оборудования.
ФАКТОР РИСКА – ГУММИРОВАННЫЕ ВАЛЫ
Известная проблема линий мокрой отделки – износ резинового покрытия валов, даже если эта проблема находится вне сферы влияния поставщика оборудования. Здесь – потенциальный источник опасности для качества. При этом следует задаться следующими вопросами:
– действительно ли так необходима эта деталь? – должна ли эта деталь быть приведена в соответствие с производственными условиями или сами условия можно улучшить?
Гуммированные валы – «критические» зоны отделочного текстильного производства. Высокое содержание химикатов и температура приводят к быстрому и неконтролируемому износу. Известно, что при температуре кипения промывной эффект выше, чем в холодной воде. Процессы промывки при температуре кипения, естественно, создают неблагоприятные условия эксплуатации гуммированных валов. Холодная вода была бы лучше, однако она ухудшает текстильный результат. Это означает, что критическая зона, в данном случае – первый промывочный агрегат в процессе промывки – должна быть приспособлена под окружающие условия. Самое простое – не использовать в таких местах гуммированные валы.
Промывочный агрегат FORTRACTA был специально разработан для удаления поверхностных загрязнений и высоких концентраций химикатов. Ткань проводится вверх по двум узким каналам.
Промывочный раствор, как водопад, течет под действием силы тяжести вниз. Благодаря принципу противотока в канале создается высокий промывной эффект, а также идет самоочищение агрегата. Разделение раствора происходит при помощи скребкового вала, а также плоских форсунок на выходе из отделения FORTRACTA.
Затем предварительно промытый артикул можно без проблем пропустить через обычную роликовую машину. Поскольку содержание химикатов и грязевой балласт уже снижены на 50%, можно снова использовать гуммированные валы. В виде агрегата для предварительной промывки FORTRACTA был создан продукт, который полностью отвечает цели «устранение опасности» при стремлении к высокому качеству.
МЕТОД – ВЫБОР ПРАВИЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Выбранные способы производства, рецептуры и т.д. зачастую не соответствуют представлениям о высоком качестве. Известно, что трикотаж из целлюлозного волокна часто отбеливается и красится периодически в Jet-аппаратах или машинах Soft fl ow. На протяжении 6–9-часового процесса текстильное изделие подвергается сильному механическому воздействию. Как следствие – поверхность истирается и возникает ворсистость.
Параллельно с этим возникает большая опасность маркировок. Все это – недостатки качества. Ворсистая поверхность приводит к снижению рыночной стоимости, маркировки – к уценке. Непрерывная обработка трикотажа врасправку, как, например, холодное крашение, не дает ранее упомянутого ухудшения качества. Benninger располагает комплексной программой поставок оборудования для отделки трикотажа врасправку, включающей отбелку, мерсеризацию, холодное крашение и заключительную промывку. Особо следует отметить новую красильную плюсовку Benninger Kusters Dyepad (рис. 1), позволяющую проводить полотно с оптимальным натяжением по короткому пути. Воспроизводимое крашение по способу «в жале валов» в равной мере годится как для мелких (< 30 кг), так и для больших производственных партий (> 1000 кг).
ПРОБЛЕМА «МАШИНА И ЧЕЛОВЕК»
Следующий пример холодного крашения показывает, что в современных технологических процессах человек уже не всегда может повлиять на качество: при холодном крашении постоянно проявлялся так называемый «тэйлинг», разница окрашивания в начале и в конце партии крашения. Заказчик проверил подготовленную к крашению партию и отметил ее как подходящую по капиллярности, белизне и прочим показателям. Также выход красителя после пропитки и отжима был равномерно постоянным. Насос точно давал дозировку 4:1. Тем не менее, окончание каждой партии было темнее, чем начало.
Программное обеспечение Benninger Scope Tool дало ответ: в процессе крашения потребление раствора постоянно увеличивалось, несмотря на равномерное его нанесение. Верхние слои партии крашения под- вергались воздействию влажного субтропического воздуха и имели влажность 8%, в то время как нижние из-за пересушки – менее 2%. Это приводило к росту поглощения красителя на 6%. После того, как при помощи сушки на шпаннраме была устранена пересушка, и одновременно полотно контролируемо охлаждалось, получились отличные результаты. Таким образом, что не смог увидеть человек, просчитала машина.
Даже если результат технологического процесса и ясен любому красильщику, только благодаря точному анализу причин и системному концепту решения проблем достигаются положительные результаты. В таких ситуациях человек – самое слабое звено в цепочке качества. Только благодаря современному программному обеспечению и системам датчиков порой удается найти причины ошибок.
ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ
Качество проявляется в ежедневной выгоде и определяется потребителем как максимально возможное соответствие достигнутого ожидаемому. Важные положения, повышающие качество при производстве машин для отделочных производств:
– избегать потенциальных источников опасности; – создавать оборудование, не требующее сервисного обслуживания; – контролировать заданные и текущие параметры; – нормализовывать исключительные со-стояния.
Все это – меры повышения надежности. Высокое качество всегда способствует завоеванию доверия заказчика, и создается связь, положительно влияющая на обе стороны.
|