|
«В попечении о бедных, нуждающихся в помощи, особенно стыдящихся просить подаяния» Благотворительность — особая страница российской истории. К 1913 г. в стране насчитывалось 4762 благотворительных общества и 6278 благотворительных заведений. Большой вклад в эту деятельность внесли некоронованные ситцевые короли России, считавшие делом чести развитие культуры и социальное обустройство общества. По сей день во всех городах и поселках нынешней Ивановской обл. действуют возведенные на их средства бывшие земские больницы, учебные заведения, используются построенные фабрикантами библиотеки и народные дома, общежития и казармы, дома призрения… В неустанных заботах о процветании родного края владельцы фабрик как бы негласно соревновались между собой. Дело было не в альтруизме. Благотворители обычно получали звание Потомственного почетного гражданина, дававшее их роду право не оглашать свой капитал. С развитием производства развивалась и статистика. После акционирования предприятий скрывать свои капиталы стало бессмысленно. Но благотворительная деятельность набирала размах. Потому что стала неотъемлемой частью российской жизни. А началось все с храмов и церквей. И не могло быть иначе. Первые российские текстильные фабриканты искали благословения Божия во всех своих делах. В 1813 г. брат Ермолая Гандурина Иосиф Васильевич построил Покровский собор и Троицкую церковь по проекту архитектора Мавричелли. Несколько поколений текстильных магнатов создавало и реконструировало красивейшее здание церкви Рождества Христова. Самым роскошным в ней был придел в честь небесной покровительницы дочери Ивана Александровича Бабурина — Анны, скончавшейся в год закладки этой церкви. Речь о знаменитом Иване Бабурине, чье предприятие было отмечено высокой наградой I Всероссийской промышленной выставки 1829 г. Именно он украсил 64-метровую колокольню часами братьев Бутеноп (редкой деталью для подобных сооружений) и на свои средства отлил девятисотпудовый колокол для нее, а в 1852 г. оставил капитал на реконструкцию церкви. В 1866–72 гг. этот церковный ансамбль был полностью отреставрирован на средства семьи Гарелиных, имевших и собственную, Преображенскую, церковь. Гарелины же вложили деньги в создание Ильинской церкви и церкви Спаса в местечке Хуторово. Две церкви построили и содержали в Юже Балины… Фабриканты соперничали в сооружении и украшении храмовых сооружений. Дарили им не только дорогие иконы, но жаловали и облачение священнослужителям. Особенно для молебнов. И отпускали средства на содержание. Бурылины родовую церковь украшали редкими музейными иконами из своих бесценных коллекций и тут же построили богадельню. Строительство больниц и богаделен открыло новую страницу благотворительной деятельности текстильных магнатов. Жизнь городов и поселков в крае формировала фабрика. Ее владельцы, кто раньше, а кто позже, почувствовали груз ответственности за жизнь и здоровье рабочих. Первым в 40-х гг. XIX в. построил бесплатную больницу для рабочих на 20 коек Яков Гарелин. Восемь лет спустя среди фабрикантов началась подписка на богоугодное дело — строительство больницы для ивановских текстильщиков на 50 коек. Любопытно, что всем миром по подписным листам удалось собрать всего 4 тыс. руб. Недостающие 8 тыс. дал на стройку все тот же Яков Гарелин, чьи рабочие уже имели возможность лечиться бесплатно. В отличие от них, чтобы получать медицинскую помощь в новой больнице, текстильщики должны были вносить ежегодную страховку — от 50 до 70 коп. Самой же лучшей и блестяще оснащенной стала Куваевская больница, опекаемая Надеждой Харлампиевной Бурылиной. Надежда Харлампиевна, урожденная Куваева, построила и оборудовала это медицинское учреждение в память о своих родителях. На старых фотографиях поражают воображение ясли для детей рабочих, построенные Екатериной Ивановной Коноваловой. А роскошное здание с колоннами — не что иное, как ее же родильный приют для работниц. В ходу у хозяев были и страхование, и лечение рабочих. На ситцевой фабрике Товарищества мануфактур Гандуриных беременных освобождали от работы на месяц с выплатой им пособия. Отработавшие на предприятиях две недели имели право на получение денег по больничному листу. Дочь московского фабриканта Крестовникова, жена фабриканта Гарелина Мария Александровна, на свои личные деньги строила школу, приют, прекрасные рубленые дома на две и четыре рабочих семьи и многое другое. В регионе возводилось жилье для рабочих — Гарелинский поселок в Иваново-Вознесенске, поселки «Сашино» и «Сережино» при фабрике Коноваловых в Вичуге… Сегодня трудно поверить, что в маленький городок Родники фабриканты Красильщиковы привозили звезд итальянской оперы, послушать которых только мечтали столицы. Во время этих концертов формировался культурный слой, изумляющий и сегодня приезжих. Им и невдомек, что тяга к мировой культуре у местной интеллигенции передавалась из поколения в поколение. Собственно образование и культурное развитие стало третьим этапом благотворительной деятельности в текстильном крае. Предприятия все больше испытывали нужду в грамотных кадрах. Среди первых это понял Яков Гарелин, в 1847 г. арендовавший под школу двухэтажный особняк. В 1866 г. в городе открыто училище мастеровых и рабочих с пятилетним циклом обучения, где наряду с общеобразовательными дисциплинами преподавались история промышленности и торговли, бухгалтерия, черчение, фабрично-заводское законодательство и пр. Совершенно особой жизнью жили ивановская гимназия и реальное училище, щедро опекаемые фабрикантами. В дневниках учащихся, хранящихся в ивановских музеях, можно прочесть о Дне Гоголя, во время которого заботами меценатов каждый ученик первого класса получил полное собрание сочинений писателя. В 1865 г. открылась публичная библиотека Вознесенского Посада, насчитывавшая полторы тысячи томов, преимущественно специализированной литературы. Практически все книги и подписки были подарены семьями местных фабрикантов. Специалисты пользовались этим богатством бесплатно. В том числе редкими, дорогими изданиями по шелковому ткачеству, выписанными дарителями из Лиона. К концу XIX в. текстильная промышленность края испытывала настоящий голод по профессиональным дизайнерам. Поэтому, стараниями текстильных магнатов и городских властей, 1 февраля 1898 г. была открыта Иваново-Вознесенская рисовальная школа — филиал Санкт-Петербургского училища технического рисования барона Штиглица. Заведовал школой Алексей Александрович Никифоров. В числе почетных смотрителей были фабриканты Антон Михайлович Гандурин и Дмитрий Геннадьевич Бурылин, а членами хозяйственного комитета Николай Николаевич Зубков, Владимир Антонович Гандурин и др. От них зависело финансово-хозяйственное обеспечение, предоставление бесплатных вакансий на обучение бедных, организация практических занятий на предприятиях… На поддержание школы фабриканты ввели местный налог с каждой печатной машины и каждого ткацкого станка. Кроме того, ежегодно школа получала от них же значительные личные пожертвования. В начале ХХ в. при рисовальной школе открывались вечерне-воскресные классы, на которых занимались практически все фабричные рисовальщики. Ее выпускники — Андрей Голубев, Алексей и Сергей Логиновы, Григорий Бабашев, Иван Митяев, Степан Шилов, Иван Хохлычев и др. — приумножили славу ивановских тканей. В феврале 1877 г. в Иваново-Вознесенске было создано Благотворительное общество. Цель его: «… в попечении о бедных, нуждающихся в помощи, особенно стыдящихся просить подаяния …» была записана в Уставе. Правление возглавила Мария Александровна Гарелина. Ее помощником был фабрикант Н. Н. Зубков (владелец Товарищества мануфактур Н. Ф. Зубкова). Помогали нуждающимся не только деньгами, но и продуктами питания, одеждой. Владельцы фабрик жертвовали обществу дома, различные постройки на устройство приютов и богаделен. При благотворительном обществе существовала дешевая столовая М. А. Гарелиной, где кормили обедами больных и бедных жителей Иваново-Вознесенска. Для одиноких и престарелых была создана богадельня, которая в последствии стала носить имя купца Ивана Васильевича Небурчилова, пожертвовавшего городу миллион рублей. Общество имело своих «стипендиатов», преимущественно пожилых людей. В 1910 г. общество открыло пять яслей. Для особо ослабленных детей в 1900 г. была устроена летняя колония в имении купца М. С. Удина. Колония работала с мая по сентябрь, и дети отдыхали там в две очереди. На средства Благотворительного общества были созданы и существовали в начале прошлого века ремесленное училище для мальчиков 12–13 лет, кулинарная школа для девочек и столовая при ней, приют для сирот и брошенных детей. Во многом благодаря текстильной промышленности в XIX — начале ХХ вв. Иваново-Вознесенск оказался одним из самых динамично растущих городов России. Численность населения в «ситцевом царстве» увеличилась почти втрое: в 1897 г. здесь проживали 54 тыс. человек, а накануне Первой мировой войны — около 150 тыс. С 1900 г. город имел 20 учебных заведений, где обучались 3215 человек (5% от общего числа жителей). В Иваново-Вознесенске при крупных промышленных предприятиях: Куваевской, Покровской, Шуйской мануфактурах, фабрике Н. Гарелина и других имелись свои фабричные училища. На средства фабрикантов содержались Иваново-Вознесенские специальные учебные заведения. Ускоренными темпами развивалось общее и профессиональное образование: в 1894 г. открылось низшее механико-техническое училище; в 1896 г. — школа колористов; в 1898 г. — рисовальная школа; в 1901 г. — торговая школа, в 1906 г. — частная гимназия Крамаревской, в 1912 г. — гимназия Диомидовской. В 1911 г. начала работать мужская гимназия. В фонде публичной библиотеки в 1900 г. насчитывалось уже 10 тыс. томов. Работали 5 «народных» библиотек-читален. В городе было 5 книжных лавок, где продавалась учебная и религиозная литература. Иваново-Вознесенское низшее механико-техническое училище ведет отсчет от 1 июля 1894 г. Программа обучения включала не только специализированный курс, но и занятия по общеобразовательным предметам. Особое внимание уделялось практическим занятиям в прекрасно оборудованных мастерских, где ученики в полной мере овладевали столярным, слесарным, литейным, модельным, кузнечным делом; осваивали все виды работ по ремонту и обслуживанию ткацких станков, паровых котлов и машин. Продолжительность полного курса обучения составляла 5 лет. В училище принимались дети, достигшие двенадцатилетнего возраста, в основном из Иваново-Вознесенска и окрестностей. Финансирование училища осуществлялось за счет средств фабрикантов, отчислений из банковских прибылей и городского бюджета. «…Неустанно заботясь о бедных, а в особенности о детях этой бедноты, будущих гражданах нашего города, они сами жертвуют личным своим собственным трудом, отдавая дорогое время, необходимое и для своего дела …», — писала газета «Ивановский листок» в августе 1910 г. о представителях династий иваново-вознесенских фабрикантов, чьими усилиями и капиталами богател и развивался город. Чтобы потом не говорили «красные агитаторы», все созданное текстильными магнатами работало на процветание родного края и надолго пережило их самих. По сей день построенные ими производства кормят людей. А их культурное наследие восхищает и пробуждает людские души. В 1890 г. Яков Гарелин завещал свой дом, сад и немалые деньги на открытие училища садоводства и огородничества. Именно Якову Гарелину принадлежит идея создания музея в городе, куда он предполагал передать коллекции картин, гравюр и книг. Эту идею воплотил позднее известный меценат Дмитрий Геннадьевич Бурылин. Но о нем, его музее и удивительных коллекциях мы расскажем в следующей публикации.
|
|