|
В данной статье приводятся отдельные результаты опроса*, который проводился с целью выявления мест приобретения обуви, мотивов выбора и покупки обуви; выяснения затруднений, возникающих при подборе обуви; определения гардероба обуви респондентов, а также установления процента обуви, приходящегося на текстильную. Производственная деятельность отечественной и зарубежной обувной промышленности показывает, что текстильные материалы являются весьма перспективным сырьем при производстве обуви широкого ассортимента от повседневной до домашней, от модельной до спортивной, ортопедической и специальной. По объему использования в обувном производстве текстильные материалы занимают второе место после натуральной кожи. Не менее 50% выпускаемой текстильной обуви различного назначения имеет подкладку из ткани, нетканого полотна или трикотажа. До 25% годового выпуска составляет текстильная обувь, у которой все детали верха (наружные и внутренние) изготовлены из текстильных материалов [1]. В связи с новой тенденцией в моде следует отметить увеличивающийся интерес к текстильной обуви. Обувь из текстильных материалов вытесняет традиционные кожи, а комбинирование их становится характерной чертой современного дизайна [2]. Исследования нашего вуза охватывают широкий спектр изучения рынка обуви. Ранее были проведены исследования изменения состояния рынка в связи с экономическим кризисом. Наша задача – дать анализ сегодняшнего состояния рынка обуви с тем, чтобы определить отношение респондентов к обуви из текстильных материалов. Важным при формировании достоверной информации об объекте в целом (генеральной совокупности) является выбор принципов, по которым производиться выборка. Главное требование к выборочной совокупности – это репрезентативность или способность правильно воспроизводить структуру генеральной совокупности в исследуемых вопросах, поэтому в эксперименте мы решили сочетать одновременно три принципа формирования выборки: по полу, возрасту и социальному статусу в виде квот, что ранее не учитывалось. Такое сочетание хотя и связано с дополнительными сложностями при организации опроса, но обеспечивает высокую репрезентативность исследования [4]. Опрос проводился на улицах г. Москвы, рынках, выставках, в обувных магазинах, учебных заведениях, организациях различных сфер деятельности, библиотеках, барах и т.д. Преимущества очного опроса заключаются в личном контакте общения между интервьюером и респондентами, возможности объяснения цели работы и подробного разъяснения вопросов, если они не понятны. Нами было опрошено 1552 респондента, из них 579 мужчин и 973 женщины, что составило 37% и 63% соответственно. В табл. 1 представлено распределение опрошенной мужской и женской аудитории по возрасту и социальному статусу. На вопрос анкеты о предпочитаемых местах покупки обуви респонденты-мужчины ответили следующее: 45,4% - предпочитают покупать обувь на рынке; 32,6% - в обувном магазине или секции; 19,3% - в фирменном магазине; 2,2% - в бутике; 0,5% - в других местах. Респонденты-женщины предпочитают делать покупки: 43% - на рынке; 39,7% - в обувном магазине или секции; 14,7% - в фирменном магазине; 2,2% - в бутике; 0,4% - в других местах. Также мы определили, какой процент респондентов приобретает обувь в каждом из этих мест в зависимости от социального статуса. Результаты приведены в табл. 2. Было отмечено, что при покупке мужчины и женщины руководствуются соответственно: собственным опытом - 36,2% и 35,2%; опытом и советом знакомых - 13,8% и 16,1%; репутацией фирмы-производителя - 21,4% и 12,7%; рекламой - 5,5% и 4,8%; репутацией магазина-продавца - 5,4% и 5,1%; ценой - 17,6% и 25,7%; другим - 0,1% и 0,4%. О новинках моделей респонденты-мужчины и респонденты-женщины обращают внимание на такие источники информации: реклама по радио - 15,2% и 11,5%; реклама по телевидению - 31,7% и 29,5%; рекомендации журналов мод - 11,7% и 25,2%; сообщение о производстве данной фирмы - 9,6% и 10,3%; о скидках - 25,5% и 21,1%; другие - 6,3% и 2,4%. Для определения потребительского поведения при покупке обуви следует знать мотивы приобретения: к началу нового сезона делают покупку 22,3% мужчин и 27,6% женщин; когда найдут удачную модель 18,7% мужчин и 29,6% женщин; при острой необходимости купить обувь 43,3% и 23,5% соответственно; когда бывают скидки 15,0% и 18,8%; по другим причинам 0,7% мужчин и 0,5% женщин. На вопрос, какие затруднения возникают у покупателя при подборе обуви, на малую полноту обуви пожаловались 37,5% мужчин и 23,6% женщин; напротив, на большую полноту обуви – 6,3% и 18,2% соответственно. Существует проблема недостаточности косого обхвата обуви. Это отметили 27,9% мужчин и 27,6% женщин. Редко встречающиеся размеры доставляют хлопоты 17,2% мужчин и 28,2% женщин. Были указаны и другие трудности 11,1% и 2,4% соответственно. На рисунке изображены гистограммы, которые представляют распределение затруднений, возникающих при выборе обуви в зависимости от возраста мужчин и женщин отдельно. При этом мы уточнили, какой размер носят респонденты, и вывели закономерности (см. табл. 3). На вопрос "Какие отечественные обувные фирмы Вам известны?" ответы показали: самой популярной является ЗАО Московская обувная фабрика "Парижская коммуна", затем по частоте упоминания следуют: ЗАО "Заря свободы" (г. Москва), ЗАО "Буревестник", МОФ им. Муханова. Респондентами также назывались не существующие фирмы или давались их неточные названия. Это говорит о том, что потребитель мало интересуется отечественной обувью, и ему недостаточно поступает информации рекламного характера об отечественных обувных производителях. Мы узнали, сколько пар обуви в год приобретают наши респонденты. В среднем каждый мужчина покупает 1,66 пары обуви в год, из них: учащиеся – 1,62; рабочие – 1,53; служащие – 1,81; неработающие – 1,6; пенсионеры – 0,95 пары в год. Каждая женщина в среднем приобретает в год 2,56 пары обуви, и конкретно: учащиеся – 2,61; рабочие – 2,6; служащие – 2,7; домохозяйки -2,51; пенсионеры - 1,45 пары обуви. Мы поинтересовались, сколько пар обуви и какого типа имеется в гардеробе респондентов. Закрытого типа (сапоги, ботинки, полуботинки, туфли) имеют 3,96 пар обуви мужчины и 7,49 пар обуви женщины; открытого типа (сандально-ремешковая обувь) – 1,01 пары обуви мужчины и 4,36 пар обуви женщины. Из них на обувь закрытого типа из текстильных материалов приходится 0,2 и 0,7 пары соответственно, открытого типа - 0,29 и 0,54 пары соответственно. О предпочитаемых материалах для обуви респонденты-мужчины и женщины ответили следующее. Лидирующее положение занимает натуральная кожа, на втором месте – текстильные материалы. Мужчины предпочитают выбирать обувь из натуральной кожи – 81%, текстильных материалов – 12%, искусственных и синтетических материалов – 5%, полимерных материалов – 2%. Женщины, в свою очередь, предпочитают обувь из натуральной кожи – 72%, текстильных материалов – 22%, искусственных и синтетических материалов – 4%, полимерных материалов – 2%. В дальнейшем мы продолжим исследование рынка текстильной обуви.Только тот, кто лучше конкурентов разрешает проблемы потребителей, имеет долгосрочное право на выживание.
|
|