|
Ни для кого не секрет, что человеческое тело является предметом модной стилизации. Каждая историческая эпоха в своем костюме создает собственные масштабы эстетического идеала человеческого тела. Наиболее отчетливо эти различия обнаруживаются в изменениях идеала женской красоты от пышных рубенсовских форм Рубенса до предпочитаемых в наши дни стройных, узких, высоких линий.
Так как же достигался идеал женской красоты в костюме, который создавали в основном модистки и портные?
Приближение к господствующему идеалу происходило в основном за счет деформации тела, как правило, корсетом, что ничем не отличалось от варварской традиции ограничения роста ступней ног у маленьких девочек в Китае или вытягивания шеи у некоторых африканских и полинезийских народов. При сравнении истории искусств и истории костюма иногда кажется, что женское тело, угадываемое под некоторыми костюмами, не имеет ничего общего с существовавшим в то время идеалом красоты, создаваемым художниками. Иными словами, костюм искажал, уродовал, деформировал тело под влиянием моды.
История деформации тела в угоду моде прослеживается, начиная с крито-микенского периода. Эта загадочная и мало еще изученная культура донесла до наших времен изображения так называемых «богинь со змеями», чьи торсы перетянуты подобием корсета на шнуровках, формируя, таким образом, тончайшую талию и высоко поднимая бюст.
Античность, хотя и создала культ человеческого, а особенно женского тела, оставила документальные свидетельства того, что аристократки формировали под туниками и хитонами свои тела, бинтуя их.
Принято считать, что корсет появился в XVI в. в Испании и (или) Италии, однако уже на изображениях некоторых готических костюмов (XIII–XIV вв.) видно, что лифы платьев имели спереди характерную для корсетов шнуровку. Что касается первых корсетов, то они изготавливались, как правило, из металла и надевались для формирования тела, соответстующего господствующему эстетическому идеалу женской фигуры. Так, например, итальянский корсет формировал женское тело в соответствии со следующим каноном: «Идеальная женщина должна быть высока без помощи каблуков, широка в плечах, узка в талии, с округлыми бедрами, пухлыми руками с тонкими пальцами, округлыми икрами и маленькими ступнями». К достижению именно такого тела и стремились благородные дамы, используя высокие котурны в Венеции, специальные итальянские корсеты, визуально увеличивавшие формы тела, пышные рукава и многочисленные нижние юбки, которые способствовали зрительному укрупнению фигуры. Главной художественной идеей итальянского, а особенно венецианского женского костюма являлось «создание и усиление впечатления особенно крупных форм, увеличения масштаба фигуры». Венецианский костюм эпохи Возрождения — это «своеобразный гимн цветущей, земной женской красоте». Корсет, сначала просто жесткий каркас, а позже и металлический «корсе» на шарнирах, не повторял форм тела, а создавал искусственный негнущийся и непластичный футляр для него. За счет усовершенствования форм корсета постепенно менялась форма лифа от заостренного «шнипа» до формы «гусиного брюха».
В отличие от итальянского, в испанском костюме пропорции фигуры способствовали впечатлению большей стройности, но геометрическая четкость форм и линий придавал им большую сухость. Уже в XVI в. испанцы замыкаются в костюм-броню, костюм на каркасе, стремясь максимально скрыть пропорции и формы своего тел. Именно испанским модельерам принадлежит пальма первенства в изобретении некоего подобия будущего кринолина. К XVII в. испанская аристократка почти теряется в укрепленных металлических обручах и натянутых на них расклешенных юбках. Здесь не было и не могло быть ни единой складочки — платье создавалось «проволокой и утюгом».
Экстравагантные француженки несколько переосмыслили обе тенденции и создали свой собственный костюм маньеризма, получивший свое наивысшее развитие при дворе Генриха III. Тончайшая талия, затянутая в корсет, компенсировалась валиком на бедрах и многочисленными драпировками верхней юбки, нижняя же по испанскому образцу была натянута на обручи.
На протяжении следующих столетий мода играла с изобретенным ранее корсетом и шириной обручей юбки.
Казалось, что отказаться от корсета женщинам невозможно. Развитие гигиены и медицины доказало вред, наносимый женскому здоровью корсетом. Однако модницы шли еще и не на такие жертвы — они глотали песок, чтобы добиться бледного цвета лица, умирали от простуды, полученной вследствие ношения тончайших платьев времен Директории. Увлечение античностью, начавшееся после первых раскопок в Помпеях, должно было избавить модниц от их пагубной страсти, однако лишь немногие отваживались появляться в обществе без укороченного варианта корсета, приспособленного под новую тенденцию.
В XIX в. корсет перестал быть частью только женского гардероба. Франты и денди также не гнушались выдавать желаемое за действительное и, по примеру дам, использовали многочисленные накладки для увеличения объемов груди, рук, бедер и затягивали талии в корсет. Что касается прекрасного пола, то их корсет менялся в соответствии с требованиями капризной моды. Он то делал бюст практически плоским и создавал единую линию с животом, то, наоборот, подчеркивал грудь, делал ее пышнее, чем в реальности, следуя прихотям модниц, вечно недовольных своим телом. Помимо бюста и талии, жесткий корсет формировал также и необходимый объем бедер. Позднее, в эпоху модерна, жесткий корсет был заменен эластичным, однако его функция формирования женского торса осталась.
То, что не смогли сделать врачи и феминистки в конце XIX в., сумела Первая мировая война. После ее окончания резко изменился модный образ женщины — дерзкая гарсонка вытеснила хрупкую лилию модерна. В жизнь большинства женщин вошли спорт, работа и быт. Корсет, даже эластичный, был неприспособлен для ежедневных обязанностей женщин. На короткое время он был забыт, чтобы вернуться в обновленном виде.
Бюстгальтер как альтернатива корсету появился еще в античность, когда знатные патрицианки бинтовали грудь. Второе рождение бюстгальтера пришлось на первую треть ХХ в. и, в частности, на период Второй мировой войны, который вошел в историю как период «агрессивных бюстов». С этого момента, видоизменяясь, бюстгальтер остается неотъемлемой частью женского гардероба.
Что касается корсета, то какое-то время он оставался привилегией кинодив и актрис, однако в настоящее время постепенно возвращается в моду, став более гуманным по отношению к женскому телу. Кроме того, развитие эстетической медицины в наше время позволяет изменить свое тело и отдельные его части, не прибегая к услугам портных, как это было несколько столетий назад. Многочисленные салоны красоты, и как крайняя, но эффективная мера — хирургическое вмешательство позволяют почти полностью изменить объемы и формы нашего тела и даже омолодить его, что не было доступно модницам раньше.
|
|