|
По оценкам экспертов, на российском рынке одежды для среднего класса произошло первичное насыщение. Практически все крупные западные марки одежды уже представлены в России. Следующий этап развития рынка – это «война брендов». Всемирно известная итальянская компания по продаже одежды и аксессуаров Benetton Group сообщила на днях о том, что собирается открыть в России 22 новых магазина. В настоящее время в России уже работает 72 магазина Benetton и Sisley (одна из марок Benetton), суммарный оборот которых в прошлом году достиг 100 млн евро. Несмотря на то что, по оценкам экспертов, рынок одежды для среднего класса, на котором работает Benetton, уже практически насыщен, по словам главы российского представительства компании Андрея Григорьева, с открытием новых торговых площадей компания надеется увеличить свой оборот в этом году на 20-25%. По мнению экспертов, цель Benetton – укрепиться на рынке одежды среднего ценового сегмента и удержать свои 55% «официального» рынка такой одежды. Нарастить свою рыночную долю Benetton вряд ли удастся – конкуренция в данной нише все ужесточается. Основной тенденцией следующих лет будет «война брендов» – обосновавшиеся на российском рынке компании будут стремиться завоевать «ничейных» покупателей. По оценкам экспертов, объем рынка одежды в России оценивается примерно в 10 млрд долларов в год. Один из самых динамично развивающихся в последние пять лет сегментов этого рынка – одежда для «среднего класса». С ростом благосостояния населения, особенно в крупных городах, люди все меньше ходят на рынки (притом что в столице многие вещевые рынки закрывают), предпочитая им магазины. Компании, работающие на рынке одежды, увеличивают площади своих торговых залов, снижая тем самым издержки, за счет чего могут конкурировать с «рыночными» ценами. Так, по данным опросов покупателей, типичный посетитель Benetton и Sisley, который в 1997 году покупал одну-две вещи в год, в 2002 году приобретал уже шесть-семь вещей. «Одежда все больше становится не просто функциональной вещью, но и средством, с помощью которых люди хотят указать на свою принадлежность к некой социальной группе, – сказал RBC daily менеджер сети магазинов женской одежды Mango. – Рынок для этих целей ужене годится, поэтому люди все больше покупают одежду в модных магазинах». Лидирующее место на российском рынке среди западных магазинов, ориентированных на средний класс, занимают Benetton, Sisley, Naf Naf, Fendi, Mexx, Killer Loop, Zara, Motivi, Mango и т.д. По оценке экспертов, на данный момент в крупных отечественных городах представлены практически все крупные мировые производители одежды подобного уровня. «Рынок одежды для среднего класса еще будет развиваться в ближайшие три-пять лет, потому что количество наших потенциальных покупателей все время увеличивается, – сказала RBC daily Лариса Ясинская, генеральный директор российского представительства компании Motivi (эту марку производит одна из крупнейших итальянских фабрик – Vestebene Miroglio. – прим. RBC daily). – Правда, уже не столь стремительными темпами, как три-пять лет назад. В принципе, почти все крупные западные марки, за исключением Hennes & Mauritz, уже пришли в Россию. Но на рынке еще есть место для нескольких небольших западных брендов». Словом, данный сегмент рынка достаточно насыщен и приход на него новых торговых марок в настоящее время затруднен. Главная задача уже закрепившихся на рынке производителей – не потерять «своего» покупателя и бороться за привлечение еще «ничейных» потребителей. «Рынок уже практически закрыт для прихода новых крупных брендов, – сказала RBC daily Юлия Паданова, представитель офиса компании Mexx в России. – Те, кто пришли в Россию пять-шесть лет назад, «закрепились» в умах потребителей и сейчас имеют неоценимое преимущество перед новыми марками. Например, пришедшая недавно на наш рынок очень популярная в Лондоне одежда марки French Connection, насколько мне известно, не пользуется большим спросом у отечественных потребителей». Среди торговых брендов одежды для среднего класса, которые сейчас известны массовому потребителя, российских всего три-четыре, в том числе концерн «Панинтер», корпорация SELA и питерская фабрика «Первомайская заря». Правда, большинство отечественных производителей одежды для среднего класса ориентируются на более дешевый ценовой сегмент, не желая вступать в «лобовой конфликт» с маститыми западными концернами. «Мы работаем в несколько другой ценовой категории, чем те же Benetton или Zara, – сказал RBC daily Юрий Дедик, директор по маркетингу и продажам концерна «Панинтер». – Наиболее раскупаемые наши модели стоят порядка 500-1000 рублей, тогда как у западных производителей средняя цена покупки составляет порядка 100 долларов. Мы и не хотим выходить в этот ценовой сегмент, так как понимаем, что конкурировать в нем с раскрученными западными брендами, рекламный бюджет которых несопоставим с затратами на рекламу российских компаний, будет очень сложно». Что касается перспектив появления на рынке новых отечественных марок одежды, то, по словам участников рынка, таким «первопроходцам» придется непросто. Это связано, прежде всего, с ужесточающейся конкуренцией на рынке и необходимостью крупных финансовых вливаний для «раскрутки» популярной марки одежды. «Мы на себе ощущаем, что с каждым годом конкуренция на этом рынке становится все жестче, – говорит Юрий Дедик, – открываются все новые магазины, работающие под уже известными торговыми брендами, поэтому представить на рынок новые марки сейчас очень сложно. Для этого нужно, во-первых, найти незаполненную нишу, распознать своего покупателя, а во-вторых, сделать серьезные финансовые вливания в позиционирование бренда». Тем не менее уже в ближайшее время на столичном рынке может появиться сеть магазинов компании «СпортМастер», которая решила заняться продажей повседневной одежды.
|
|