|
В прошлую пятницу альянс «Русский Текстиль» запустил ткацкое производство Камышинской прядильно-ткацкой фабрики № 3 в Волгоградской области. Новое производство позволит альянсу увеличить объем выпуска ткани на 12%. Расширение производства является частью стратегии альянса по построению крупнейшего отечественного текстильного производства. Российские текстильщики стремятся составить конкуренцию поставщикам импортной продукции. Однако, по мнению участников рынка, пока российские предприятия могут конкурировать лишь со среднеценовой импортной продукцией. И причина этого – не в технической отсталости (на многих российских фабриках установлено высококлассное оборудование), а в уровне менеджмента.
ОАО «Альянс «Русский Текстиль» образован в 2001 г. Сегодня это один из крупнейших в России текстильных холдингов – в его состав входят шесть текстильных предприятий. Общий годовой оборот предприятий холдинга в 2004 г. составил 276 млн долл. Камышинская прядильно-ткацкая фабрика № 3, основанная в 1956 г., пять лет назад полностью прекратила производство. «Русский Текстиль» планирует вложить в восстановление предприятия порядка 2 млн долл. Реконструкция началась в первом квартале прошлого года, и с июля уже заработало прядильное производство, которое сейчас обеспечивает более 10% потребностей в пряже предприятий альянса. Кроме фабрики № 3, в состав Камышинского ХБК входит прядильно-ткацкая фабрика № 1, выпускающая 1300 т пряжи и 12 млн погонных метров ткани в месяц. Мощности Камышинской прядильно-ткацкой фабрики могут обеспечить выпуск около 35 млн погонных метров ткани в год на сумму более 20 млн долл. Это составляет примерно 12% всего объема производства ткани предприятиями альянса. «Запуск фабрики был необходим, так как возросла потребность текстильных предприятий «Русского Текстиля» в суровой ткани», – пояснили RBC daily в пресс-службе альянса.
Динамика развития предприятий альянса «Русский Текстиль» радует аналитиков, так как в целом ситуация на российском текстильном рынке не слишком оптимистична. Как заявила RBC daily директор информационно-аналитического агентства «АНИТЭКС» Анна Митрофанова, возрождение касается отдельных текстильных предприятий, а в целом в отрасли (в частности, хлопчатобумажной) ситуация безрадостная: по итогам прошлого года выпуск хлопчатобумажной пряжи сократился на 6,4%, готовых тканей – на 3,3%. «Нельзя сказать, что российская текстильная промышленность активно возрождается, – сообщил RBC daily директор по развитию текстильного холдинга «Яковлевский» Павел Вайнштейн. – В последние годы на рынке значительно вырос спрос на качественные ткани. Их можно либо импортировать, либо перестраивать отечественную легкую промышленность. Но у небольших компаний на это нет денег. Поэтому на рынке наметилась явная тенденция консолидации».
По мнению Анны Митрофановой, через несколько лет производство сконцентрируется на предприятиях, объединенных в холдинги, где обеспечена технологическая цепочка от сырья до сбыта готовой продукции. «Надо полагать, что это необратимый процесс. Мелким предприятиям, которых осталось мало, сегодня трудно выжить», – считает она. Сейчас крупнейшими игроками российского текстильного рынка являются «Русский Текстиль», «Шуйские ситцы», холдинги «Яковлевский» и «ТДЛ». «Именно эти предприятия в основном и вкладываются в оборудование и продвижение. Скорее всего, именно они будут присутствовать на рынке и после вступления России в ВТО, когда значительно усилится конкуренция со стороны импорта, а в нашем сегменте – прежде всего со стороны западных производителей. Сейчас, после отмены квот, уже пострадали производители Америки и Европы», – считает Зоя Матчина. По ее словам, доля «Русского Текстиля» в сегменте хлопчатобумажных тканей в 2002 г. составляла в 20%, в 2004 – 22-24%. К 2007 г. «Русский Текстиль» намерен занять порядка 30% хлопчатобумажного сегмента. И большую роль в этом сыграет внедрение эффективной системы управления.
По мнению других участников рынка, менеджмент в текстильной промышленности в конкурентной борьбе постепенно выходит на первый план. «Конкурировать в ценовом плане с импортной продукцией из Азии сейчас могут лишь крупные холдинги. И лишь некоторые игроки претендуют на то, чтобы конкурировать с западными производителями. Но пока сложно утверждать, что продукция даже крупных наших компаний полностью сравнима с западной, – говорит Павел Вайнштейн. – Конкурировать с западными производителями российские текстильщики пока не могут. И это не вопрос технического оснащения – очень многие компании сейчас закупают высокопрофессиональное оборудование. Это вопрос культуры производства. Для достижения конкурентоспособности необходима реорганизация менеджмента, а это длительный процесс, который займет годы».
|
|